Профилактика интернет-зависимости

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Первый российский портал о навязчивой привязанности к интернету, видеоиграм, компьютеру или смартфону.

Интернет-зависимость – это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключаться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя выйти из него, т.е. состояние, когда человек перестает контролировать свое пользование Интернетом.

Большинство ребят основную часть личного времени проводят в «Виртуальной», «Искусственной» информационной среде или как сейчас говорят — в «виртуальной реальности», в ней учатся, общаются, ругаются, влюбляются, играют, даже работают. Жизнь без Интернета представить себе стало невозможно. Блоги, форумы, чаты, социальные сети, знакомства… для особенно впечатлительных людей все эти вещи становятся такими же важными, как и настоящие друзья, родители, работа. На то есть свои причины. Это и «Интернет — друзья», проблемы дома или в школе, недостаток родительского внимания, плохое настроение или болезнь, неудовлетворённость собой или «виртуальная» возможность быть «супер-героем» или «кибер-гением», любовь, беспокойство, мечты, желание быть похожим на любимых героев фильмов. Одни герои спасают виртуальный мир, другие его рушат – все равно их качества являются желанием для многих. Да и переизбыток свободного времени может привести к уходу в мир Интернет. Влияние Интернета на ребёнка многозначительно.

Признаки Интернет — зависимости:

  • чрезмерное, немотивированное злоупотребление длительностью работы в сети, не обусловленное профессиональной, учебной или созидательной деятельностью;
  • использование Интернета как преобладающего средства коммуникации;
  • создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных;
  • влечение к Интернет — играм;
  • субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети.

Интернет-зависимость способствует формированию у обучающихся целого ряда психологических проблем:

  • нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти;
  • конфликтное поведение;
  • хронические депрессии;
  • предпочтение виртуального пространства реальной жизни;
  • трудности адаптации в социуме;
  • потеря способности контролировать время пребывания за компьютером;
  • возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, обучающийся вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать».

Физиологические симптомы Интернет-зависимости:

  • сухость в глазах, ухудшение зрения;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна;
  • сидячий образ жизни — гиподинамия.

Последствия Интернет – зависимости:

  • снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме.
  • Интернет – зависимость и здоровье:
  • в России до 80% школьников в возрасте 12—13 лет страдают компьютерной зависимостью;
  • каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки;
  • в России полностью здоровы только 14-23% школьников;
  • 75% школьников  находятся в условиях гиподинамии;
  • каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно — сосудистой системы.

Способы профилактики Интернет — зависимости:

  •  внешний контроль времени, проведенного в Интернете;
  • обучение планированию деятельности и тайм — менеджменту;
  • привитие интереса к другим формам проведения досуга;
  • помощь в преодолении проблем в общении;
  • развитие самостоятельности и ответственности.

Обеспечение безопасности обучающихся:

  • обеспечение обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах, советами по профилактике и преодолению Интернет — зависимости, общими правилами по безопасности детей в сети Интернет;
  • формирование внутриличностных мотивов и системы ценностей, соответствующих здоровому образу жизни;
  • информирование о механизмах воздействия сети Интернет на личность, причинах, механизмах развития, клинических проявлениях;
  • информирование о методах диагностики и последствиях интернет -зависимости;
  • выработка стратегий высокофункционального поведения.
  • Жизнь в социальной сети, как и наша реальная жизнь, требуют соблюдения некоторых правил техники безопасности:

Техника безопасности обучающихся в социальной сети:

  • Не передавайте информацию людям, которых вы лично не знаете.
  • Не доверяйте людям, с которыми вы познакомились в социальной сети, ведь они могут быть кем угодно! Публикуйте только ту информацию о себе, которая не содержит ваших адресов, телефонов, планов на выходные. 
  • Как можно меньше реальной информации о себе!
  • Помните, то, что когда-либо было опубликовано, «стереть» уже невозможно.
  • Оставляя комментарии, сообщения, публикуя фотографию, вы помещаете ее в сеть навсегда. Поэтому совершая любое действие в социальной сети, нужно думать о последствиях!
  • Цените и уважайте друг друга в социальных сетях. Оскорбляя даже неизвестного вам человека, помните, что вы сделали это и в реальной жизни!
  • Будьте осторожны, высказывая свое мнение в социальной сети, оно может обидеть других людей в реальном мире.
  • Социальные сети помогают улучшить наше общество: они позволяют объединиться людям, чтобы бороться с различными проблемами, а также осуществлять проекты, чтобы претворить свои идеи в жизнь. Поэтому, если каждый человек задумается о серьезности своих действий в социальной сети, то он сделает нашу жизнь более безопасной и комфортной.

Основные правила для школьников, должны знать:

  1. Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
  2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
  3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
  4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
  5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
  6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
  7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
  8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
  9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел. 
  10. Интернет – основной источник информации, и он никогда не заменит «натурального» общения. Реальный мир ярче и краше виртуальных забав. Ежедневная жизнь в виртуальном пространстве приведёт к коммуникативному кризису, чего нельзя допустить.

Памятка о работе в Интернет:

  • Установить предел времени работы в сети Интернет.
  • Заставлять себя несколько дней не работать в Интернете.
  • Заблокировать доступ к некоторым ресурсам Интернета.
  • Ввести санкции для себя за нарушение трёх первых правил.
  • Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-нибудь другим.
  • Научиться извлекать из жизни другие удовольствия.